Проза вне газеты и конкурсов

Предлагаю здесь публиковать прозу, которая по тем или иным причинам не подходит для газеты и конкурсов.

1 лайк

Помощники

Я сидел в своём кабинете и ломал голову над очередными финансовыми расчётами, когда в дверь постучали.

– Войдите! – предложил я.

Это оказался мой помощник по хозяйству Степан. Он давно стал мне как родной. Хороший мужик, трудолюбивый крестьянин и преданный друг. Кроме него, мне в делах как-то никто и не нужен был. Мы вдвоём со всем хорошо справлялись. Но со временем всё же стало тяжело делить все заботы на двоих.

– Павел Петрович, не извольте гневаться, что отрываю вас от дел, но… – начал он неуверенно, грустным и уставшим голосом, вид у него был измученный.

– Степан, ты чего? Что стряслось? Проходи, садись, – остановил я его по-доброму, вставая из-за стола навстречу.

– Ваше благородие, надо бы всё ж людей нам найти, в помощь-то, не то худо будет, делу-то вашему, не справиться нам вдвоём уже, ой не справиться… Вы недавно участок земли ещё один приобрели, курочек стало больше, поросят, коровку вот ещё одну прикупили, а ещё и по дому хлопоты…

– Знаю эту печаль, Стёпа, знаю… Но, к сожалению, пока нет у меня решения этой проблемы. Сколько не искал, а всё бестолку… То свободных нет, то цену заломят такую, что легче часть земли своей продать… Да и потом, ты ведь знаешь меня, я привык делать всё сам, помощников с трудом принимаю. Эх… Но ты прав! Конечно, прав! Если мы хотим расширять наше хозяйство, без посторонней помощи нам уже не обойтись…

Мы ещё долго сидели со Степаном в моём кабинете у камина, обсуждая разные текущие дела. Я периодически успокаивал своего друга, ободрял его, но у самого на душе было скверно.

Вечер потихоньку уступил свои права ночи. В особняке мещанина Павла Петровича Сухова погасло последнее окно, в его кабинете.

На следующий день, проходя городскую площадь, я увидел неприятное зрелище: какой-то купец истерически орал на двоих крестьян, то и дело замахиваясь на них кулаком и своей тростью. Вокруг постепенно образовалось кольцо зевак. Решив узнать, что происходит, я прошёл к купцу и спросил:

– За что вы так на них обозлились, в чём вина этих трудяг?

– Они не хотят работать!.. Весь товар в лавке мне попортили, а кое-что и утащили!.. На полях еле ковыряются, урожай весь сгниёт, пока они его соберут!.. – запинаясь, сумбурно крикнул он мне в ответ.

– А вы не пытались узнать причину всего этого? – спокойно продолжил спрашивать я.

– Да всё и так ясно!.. Ленивые олухи!.. Ни на что не годятся!.. Да ещё и ворюги!.. Ну ничего!.. Я им устрою!..

Я посмотрел внимательно на двух поникших крестьян. О них можно было подумать многое, но только не то, в чём их винил купец. Руки и ноги лентяев и лоботрясов так не выглядят… Да и на воров они никак не походили, хоть ты тресни.

– Сдаётся мне, купец, ты лжёшь… – предположил я, серьёзно посмотрев ему в глаза, немного прищурившись.

– А ты кто такой, чтоб меня обвинять?! Меня!.. Мешок ты мелкий!.. Да я тебя раздавлю!.. Житья тебе не дам в этом городе!.. У меня здесь такие связи!.. – с выпученными глазами, брызжа слюной, заорал он ещё пуще.

– Спокойно, друг мой, чего это ты так разошёлся? Не уж-то я прав оказался, а? А давай спросим этих двоих бедолаг, как дело было? Интересно, что они нам поведают… Да на людях-то… – внешне невозмутимо произнёс я, но внутри уже немного закипал.

– Ха-ха! Да кто ж им поверит-то?.. Они ж – чернь бестолковая!..

– О-о-о… А интересно, что б ты без них делал-то? Была ли твоя жизнь так беззаботна, если б не они? А не сдох ли ты вообще с голоду, если б не их труд ежедневный?.. Да что там… Ты всё равно, видать, не поймёшь, ибо с рождения на всём готовеньком, это видно… – сделав небольшую паузу и подумав, я продолжил: – Я вызываю тебя на дуэль! Ты оскорбил меня и крестьян, а значит, меня вдвойне! Потому как, в отличии от тебя, я был батраком, ремесленником, крестьянином, своим упорным трудом добился положения, признания и состояния… А тебе всё досталось на блюдечке с золотой каёмочкой… Кулачный бой! Ты и я! Согласен?!

– Н-н-нет… Давай договоримся, а?.. Возьми деньги, пожалуйста… Сколько хочешь… У меня богатое наследство… Н-н-не надо… – после немалого замешательства, сразу как-то побледнев, начал он жалостливо умолять.

– Народ не одобрит, – коротко ответил я и дал ему знать, что готов к поединку.

Купец, явно не зная, что ему делать, как ему выкрутиться из этой ситуации, очень неохотно встал передо мной в какой-то несуразной стойке. Вдруг он сорвался с места и побежал от меня. Но не тут-то было. Какой-то здоровяк, что смотрел на всё это с остальными зеваками, схватил его за плечи, развернул и толкнул ко мне обратно. Поняв, что ему не сбежать, он принялся с отчаянными воплями кидаться на меня. Я несколько раз парировал его нелепые попытки достать меня, но скоро я смог сделать один резкий удар и мой горе-противник уже валялся на земле, корчась от боли и злобы. Я наклонился к нему и сказал:

– Слушай меня, купчик, постарайся понять и запомнить: людей надо уважать, несмотря на статусы и звания, а тем более тех, от кого зависит твоя жизнь и твоё дело. Крепостное право уже давно отменили, а значит, эти крестьяне такие же свободные люди, как мы с тобой. И отношение к ним должно быть как к людям, а не как к скоту. А ты, поди, им даже жалование не платил, они у тебя за еду работали, ведь так? Знаю я таких как ты. Вы бравые, пока у вас есть хоть какая-то власть. Но когда её вдруг не становится, вы превращаетесь в слабых и жалких. Ты знаешь сколько вас таких я повидал на войне, особенно когда собирали ополчение? У кого-то получалось скрыться, отсидеться где-то, а кто-то попадал-таки на передовую… Не буду говорить, что с ними происходило в окопах, вот только в бою я их никогда не видел… Я знал мальчонка, который бился рядом со мной на поле боя… Простой крестьянский мальчик… У него было больше храбрости, чести, благородства, чем у вас всех, вместе взятых!.. И я никогда не смирюсь до конца с тем, что он погиб, а такие как ты, живут…

Наступило тяжёлое молчание. Какое-то время никто не знал, что говорить и делать. Крестьяне, немного придя в себя, рассказали свои печальные истории, подтверждая моё предположение насчёт их незавидной участи, у так называемого, хозяина. Купец противно скривил лицо и завыл от досады. Было ясно, что его разоблачили. Всё это видели и слышали окружающие. Кто-то из них не выдержал и поспешил позвать городового. Начались разбирательства на месте: кто, кого, за что, почему и так далее. Проходило всё это шумно и довольно долго. В итоге: купца увели для дальнейших проверок, а мне и остальным сказали, чтоб шли по своим делам и не отсвечивали. Что я послушно и сделал, позвав немного пройтись вместе двух бедолаг, из-за которых вся эта история и приключилась.

Идя по городу, в направлении своего особняка, я заговорил с новыми знакомыми:

– Так значит, этот купец отобрал у вас и ваших семей всё имущество, прибегнув к помощи своих дружков-бандитов? Лихо… Насилием и обманом заставил работать на себя, не платя вам ни медяка, кормя раз в день? И в лавку свою он сам же пьяный вломился и разбил там всё? Хе-ех… Если это всё смогут доказать, ему худо будет… А может, и не только ему…

– Всё так и было, ваше благородие… – с горечью отвечали крестьяне.

Некоторое время мы шли молча. Вечерело. В окнах домов постепенно зажигался свет. Небо всё больше раскрашивалось закатными красками. Воздух медленно остывал после бурного городского дня. Я ещё успел зайти в одну торговую лавочку, купить несколько вещиц для своих домочадцев.

– Я хочу предложить вам кое-что, – начал я снова разговор со своими попутчиками. – Мне как раз нужны люди для помощи по хозяйству. Кров вам и вашим семьям, а также достойное жалование – обещаю. Надеюсь, вы отплатите мне добром за добро. Что скажете? Я не тороплю вас с решением, можете обдумать моё предложение, обсудить.

– А чего тут думать, ваше благородие? – немного погодя, ответили оба. – Ясно дело, мы согласны!

– Ну, тогда решено. Сегодня же идите к семьям, собирайтесь. И ко мне. Вот здесь я живу, – сказал я, показывая на свой дом, когда мы подходили к особняку.

Когда я поведал Степану, что наконец нашёл нужных нам людей, радости его не было предела. Да и я тоже воспрял духом. Мы с ним быстро всё устроили, показали и рассказали нашим новым помощникам, что у нас да как, обо всём договорились.

Крестьянские семьи, что стали жить у нас, оказались очень добродушными и трудолюбивыми людьми, что ещё больше вызывало уважение и хорошее, доброе отношение к ним. И это было взаимно. Вскоре мы все уже стали одной большой и дружной семьёй. И дела наши шли всё лучше и лучше.

Refur, 2019.07.27-29

6 лайков

Я просто оставлю это здесь, ок? Вне конкурса, разумеется. Если кому понравится – отзывы. критика и расписанное на восемнадцать страниц то, какой аффтар мудаг – приветствуются.

Описание:

Призраки не дают покоя организаторам частного летнего детского лагеря. Вроде бы, не вредят особо, даже не пугают сильно, однако они ощутимо присутствуют и соседство это не может не настораживать. Чего они хотят, откуда взялись и что теперь делать?

Посвящение:

Посвящается памяти младшего брата автора - Антона. Земля тебе пухом, братишка.

Примечания:

Идея отправить Багдада разбираться с какими-нибудь лагерными страшилками у меня зрела давно, но всякие там белые простыни и зеленые руки были банальны и неинтересны, но как-то я перепрошёл “Бесконечное лето” и сюжет сложился сам собой…

ГЭНС. Призраки коммунизма (фанфик по фэндому ВН «Бесконечное лето»)

1 лайк